Прошёл ровно год с тех пор, как мы рассказали вам о том, как объединившиеся сотрудники Boston Gene остановили хамское увольнение и заставили работодателя соблюдать законодательство. Группе разработчиков удалось собраться, создать профсоюз, защитить себя и помочь всем коллегам. Всё это было сделано в чужой стране — без знания языка и местных законов. Мы поддержали молодой профсоюз и помогли им открыть канал. Пришло время раскрыть подробности этого дела.
Профсоюз работников IT: Привет, рады слышать!
BostonGeneLaborUnion: Привет! Рады вживую пообщаться с кем-то из вас. Очень наслышаны о вас, много взаимодействовали. Так благодарны за информационную поддержку — это сильно помогло.
Профсоюз работников IT: Рады, что помогли, но не рады, что возникли такие проблемы. Расскажите, что за компания и как правильно читается её название?
BostonGeneLaborUnion: Читается «Бостон Джин». Мы анализируем клетки опухолей и подбираем оптимальную терапию на основе молекулярного исследования. Используем хитрые технологии секвенирования, изучаем клеточный состав опухоли, мутации и прочие патологические изменения. На основе этих данных, используя публичные и проприетарные базы данных, определяем оптимальную стратегию лечения.
Профсоюз работников IT: А где берутся данные о клетках опухоли?
BostonGeneLaborUnion: В Бостоне есть лаборатория. Пациент берёт свой биоптат из больницы и отправляет в Бостон. Там твои ткани изучают и говорят, что делать. Таких биотех-компаний в США очень много — десятки, если не сотни игроков на этом рынке.
Профсоюз работников IT: Сколько в среднем стоит такая услуга?
BostonGeneLaborUnion: Ценник начинается от нескольких сотен долларов и заканчивается десятками тысяч, в зависимости от того, насколько полный анализ проводится. В человеческом геноме 3 миллиарда «букв». И каждая из них может поменяться и повлиять на динамику опухоли, на то, как она будет развиваться. Чтобы полностью отпрофилировать весь геном человека, нужно минимум 10 тысяч долларов. Если смотреть только на самые важные участки, это уже тысячи долларов; только на конкретные генные последовательности — сотни. Есть много вариантов, технология пока дорогая, но со временем дешевеет. Но речь идёт о жизни, обычно на это не скупятся. Плюс, в Америке это часто оплачивается страховыми компаниями. Насколько я знаю, сейчас этим может воспользоваться где-то треть населения США, может, меньше. У тех, кто в каких-то крупных компаниях работает, есть хорошая медстраховка.
Профсоюз работников IT: А сколько клиентов у BostonGene (далее везде — BG)? Чтоб читатели поняли, компания зарабатывает 20 тысяч долларов в месяц или 2 миллиона долларов в месяц?
BostonGeneLaborUnion: Есть несколько десятков фармкомпаний, которые проводят исследования. Например, нужно исследовать какие-то биомаркеры. Посмотреть, влияет ли такая-то терапия на такой-то рак. Вот эти компании идут в BG, заказывают анализ. Ещё есть сотрудничество с некоторыми институтами исследования рака. Можно погуглить в Америке конторы типа MD Anderson. Они заказывают именно клинический продукт. От них приходит, например, сто пациентов, и для них проводится исследование.
Профсоюз работников IT: В общем, компания небедная, руководство не голодает?
BostonGeneLaborUnion: В целом, да.
Профсоюз работников IT: Как же получилось, что вы решили организовать профсоюз?
BostonGeneLaborUnion: Компания нарушила взятые на себя обязательства и социальный договор. До начала известных событий основная часть разработчиков программного обеспечения находилась в России. После февраля 2022 им предложили релокацию в Армению. Где-то 30% отказались, а всем остальным добавили зарплаты на стоимость аренды и обеспечили неплохие условия. И люди действительно были за это благодарны. Конечно, всё было неидеально, но в рамках нормы. Нанимали людей, решали задачи.
А потом, где-то в июле-августе резко сократили примерно четверть всех работников в ереванском офисе. Причём сделали это очень мерзко и грязно. Не было никакого официального объявления. Всех, кто пытался в общем чате задавать вопросы, сразу банили. Выбранным по секретным спискам людям ставили миты с лидом и HR и сначала мягко, потом жёстко добивались от них увольнения по соглашению сторон. Причём ограниченному количеству особо долго проработавших или особо активных, которые могли бы за себя постоять, предлагали сразу три оклада. А тем, кто казался послабее, по косвенным оценкам лида и HR, предлагали один или полтора оклада. И люди вдруг оказались в ситуации, когда они теряют работу, рабочую визу и остаются без денег в чужой стране. Некоторым было опасно возвращаться в Россию по известным причинам. Не все понимали, как в такой ситуации быстро найти работу, было очень страшно.
Профсоюз работников IT: А лидов команд, получается, не увольняли?
BostonGeneLaborUnion: Нет, не увольняли.
Профсоюз работников IT: Получается, «тимлид нам не друг»?
BostonGeneLaborUnion: Да, так получилось. Их поставили перед выбором: либо ты увольняешь и помогаешь нам увольнять, либо уволят тебя.
Профсоюз работников IT: Кто-нибудь выбрал уйти самостоятельно и не участвовать в этом?
BostonGeneLaborUnion: Некоторые сначала помогли уволить, а потом уволились сами. Потому что стало мерзко работать. А некоторые, кто имеет определённый вес в компании, на которых завязаны важные денежные проекты, просто сказали: «Нет, мою команду не трогаем!». И не тронули.
Профсоюз работников IT: Сколько вас поначалу объединилось в этой ситуации?
BostonGeneLaborUnion: Изначально это была небольшая неформальная тусовка. Человек 10. Потом стало больше народу подходить, когда вся эта ерунда началась.
Профсоюз работников IT: А что объединяло эти 10 человек?
BostonGeneLaborUnion: Да просто вместе тусили. Плюс некоторые были в одной команде, которая терпела больше всего урона от сокращений. И вокруг неё всё это собиралось.
Профсоюз работников IT: И в результате на вас как на ядро вышли уже другие сотрудники, которые искали поддержки?
BostonGeneLaborUnion: Да.
Профсоюз работников IT: А когда стало понятно, что у сопротивления есть ядро, начала ли компания давить на вас?
BostonGeneLaborUnion: Стали всем угрожать.
Профсоюз работников IT: А чем угрожали?
BostonGeneLaborUnion: Увольнением, судами, преследованием, внесением в чёрные списки.
Профсоюз работников IT: Хоть одну угрозу выполнили?
BostonGeneLaborUnion: Нет, но было страшновато. Но даже до суда ничего не дошло. Так как люди возмутились, возникла внутренняя интрига среди HR. Все HR, естественно, взяли под козырёк и пошли увольнять людей, применяя разную степень давления, буллинга и унижений. Но когда всё закончилось, так как поднялась волна возмущения, руководство стало задавать вопросы этим HR, особенно их начальникам.
Профсоюз работников IT: Дай угадаю, назначили козлов отпущения?
BostonGeneLaborUnion: По сути, да. Уволили тех из HR, кто вёл себя более корректно с увольняемыми, и их даже обвинили в сочувствии и поддержке профсоюза!
Профсоюз работников IT: После этого надо бегом вступать в профсоюз. Когда тебя обвиняют в том, чего ты не делал, надо обязательно пойти и сделать то, в чём тебя обвиняют.
BostonGeneLaborUnion: А ещё людей заставляли при увольнении подписывать соглашение о том, что они не будут иметь претензий к компании. И если будет суд, то сотрудник обязан будет возместить компании сумму выходного пособия в двукратном размере. Два оклада тебе дают, а ты им четыре возвращаешь, если будешь судиться.
Профсоюз работников IT: Это законно в Армении?
BostonGeneLaborUnion: Нас проконсультировали и сказали, что это незаконно. После чего некоторые из увольняемых, которые имели хоть какое-то чувство собственного достоинства, взяли и сказали: «Нет, не подписываем, а если попытаетесь, мы это всё разглашаем и в суде будем разбираться!» И у таких людей эти пункты убрали. Но большинство всё тихо подписало.
Профсоюз работников IT: В результате, создание профсоюза помогло забрать у компании своё?
BostonGeneLaborUnion: Конечно. Мы наконец-то прочитали и разобрали Трудовой кодекс Армении. Люди узнали, на какие статьи ссылаться. И это создало прецедент, после которого людей так уже не увольняли. После августа людей начали увольнять по закону, то есть с уведомлением за два месяца, чтобы человек хотя бы мог подготовиться.
Профсоюз работников IT: Очень хорошо. Сейчас вы ушли куда-то командой или разошлись по разным местам?
BostonGeneLaborUnion: Все разошлись по разным местам, но, по возможности, помогаем друг другу резюме, рекомендациями, поиском хороших и интересных мест. Несмотря на то, что поиск альтернативного места кажется чем-то очень тяжелым, всё-таки в биотехе многие друг друга знают, есть фактор личных связей. Ты с кем-то успел поработать, зарекомендовал себя как специалист, и тебя потом обязательно куда-то позовут. Так что у всех получилось. Люди из BG сейчас увольняются, кто-то остаётся. Но мы припугнули руководство, показали, что настолько нагло действовать не выйдет. А те, кто ушёл, нашли более приятные и человечные места работы. Там уже так сходу, по крайней мере, не унижают.
Профсоюз работников IT: Кажется, что в BG первое время тоже не унижали?
BostonGeneLaborUnion: Сейчас стало понятно, что ситуация развивалась постепенно, и даже в самом начале были «звоночки». В любом случае, мы приобрели ценный опыт. Удалось дать бой беспределу. Посмотрим, что будет дальше. Может быть, эта компания ещё станет чем-то лучшим, чем она есть сейчас. Хотя, так как многие ушли, особой надежды нет. А жаль. Идея у компании очень хорошая. Продукт потрясающий, сложный, полезный, интересный, востребованный на рынке. Мы в это дело вкладывали свою душу, мы с этим работали. Мы переживаем за продукт, и нам обидно за то, что с ним станет.
Профсоюз работников IT: А разве для того, чтобы развивать этот продукт, нужна компания BostonGene?
BostonGeneLaborUnion: Ну вот насчёт этого ходят по самым дальним углам слухи, что если люди продолжат массово разбегаться, можно их собрать и сделать BG 2.0. без огрехов управления, но с продуктами.
Профсоюз работников IT: Кажется, что такому продукту нужно лицо. Откуда-то должны появляться корпоративные клиенты вроде той же «биг фармы» с исследованиями эффективности?
BostonGeneLaborUnion: Конечно. Нужно найти инвесторов, деньги, контракты. У нас есть много связей и с американской стороной. Более того, вся история с выдавливанием неугодных имела место и раньше. Например, из американского офиса, из лаборатории выжили человека, который построил сам, своими руками всю лабораторную часть этого продукта. Он со своими лаборантами полностью выстроил всю технологию со стороны лаборатории. Но этот человек за словом в карман не лез и рубил правду-матку. Постоянно высказывал руководителям, какие они некомпетентные, что надо иначе действовать. И некоторые из направлений, которые он подсказывал 5 лет назад, делаются сейчас, но с грехом пополам. Но вот его выжили. Хотя у него с разными людьми остались связи, но вот такой пример. Это всё давно начиналось, но трудящиеся массы в BG почувствовали это сравнительно недавно.
Профсоюз работников IT: Грустно это всё.
BostonGeneLaborUnion: Да. Очень грустно и очень, очень больно. Коллектив был действительно очень дружный, было много неформального общения. Мы чувствовали себя семьёй, хоть и несколько иначе, чем того ожидали или хотели руководители. Была такая низовая семья. И люди, по крайней мере, некоторые, друг за друга встали. Теперь этого больше нет. Многие разъехались.
Профсоюз работников IT: Как люди, одержавшие максимально возможную победу в создавшейся ситуации, что бы вы посоветовали людям, попавшим в подобную историю? Когда компания вдруг начинает ломать и принуждать к увольнению?
BostonGeneLaborUnion: Во-первых, я бы сразу посоветовал взвесить риски. Что действительно можно потерять, если действовать максимально против воли корпоративного руководства? Если написать коллегам, собраться в какой-то чатик, обсудить, начать друг друга поддерживать, скинуться на юриста, начать двигаться в сторону низовой самоорганизации? Вот что ты конкретно теряешь? Ну выпнут тебя с этой работы. В мире IT всегда можно найти альтернативу, даже если рынок плохой. Вот этот урод, который никогда не будет и не был в твоей шкуре, который ворочает людьми, подобными тебе, — для него ты просто ресурс. Он решил 20% из вас просто выгнать, а у тебя есть возможность ему дать сдачи. Если хорошенько изловчиться, можно компании создать огромные проблемы. Но, как минимум, ты просто не оставляешь зло безнаказанным. А как максимум, ты помогаешь себе и своим коллегам защитить свои права, как по части выплат при увольнении, так и в плане психологического давления. Вы сохраняете достоинство, вы защищаете свои интересы. Просто взвесьте это. И если всё кропотливо посчитать, то получится, что вам ничего не стоит начать сопротивляться. Просто ничего. Просто действуйте.
Профсоюз работников IT: И даже если будет нарушена ваша анонимность в данном случае — что изменится?
BostonGeneLaborUnion: Ну, максимум, поругаешься с этими козлами.
Профсоюз работников IT: Хуже уже не будет, всё самое плохое произошло.
BostonGeneLaborUnion: Хуже не будет. Подлизываться, лебезить можно только в том случае, если от тебя зависит судьба других людей. То есть ты тимлид или директор, у тебя большой отдел, и от твоих действий зависит, сколько из этих людей отправят под нож. Тут, наверное, сделка с совестью возможна. Хотя посопротивляться так, чтобы не подставить этих людей, можно всегда. Но тут надо действовать тоньше. Но надо всегда действовать. Просто подчиняться, плыть по течению — это иррационально, это невыгодно. Ну и в конце концов, ты на разных работах работаешь, везде плывешь по течению, бонусы какие-то получаешь, перформанс-ревью проходишь. Но что было в твоей жизни? Было ли что-то настолько яркое, что стоит запомнить? Для нас это тоже важная установка. Завершив этот этап, мы можем сказать, что мы его закончили наилучшим образом. Не нас завершили, а мы завершили.
Профсоюз работников IT: На новых местах рассказываете коллегам о своём опыте? Готовы ли вы к новым свершениям на новых рабочих местах?
BostonGeneLaborUnion: Конечно же, про опыт рассказываем, подводим людей к тому, чтобы были сделаны рациональные выводы. Даже имея на данный момент более адекватную, более психологически дружелюбную работу, мы понимаем, что это всё может прекратиться и надо быть готовыми.
Профсоюз работников IT: Спасибо за разговор. Желаем вам больше не попадать в такие ситуации, а спокойно работать!
BostonGeneLaborUnion: Спасибо!
PS. Когда интервью готовилось к публикации, стало известно, что в BG всё продолжается. Опять некрасиво сокращают одну команду. Назначают созвон с лидом 1/1, на него запускают HR из числа отмороженных и увольняют. Show must go on. Объединяйтесь!